Фантастическая «машина времени» пронзает время и пространство, и происходит необычайная встреча двух эпох, современного человека со свитой Ивана Грозного, а сам царь из XVI века переносится в одну из наших малогабаритных квартир… На экране— пьеса Михаила Булгакова «Иван Васильевич», переложенная в киносценарий Владленом Бахновым и Леонидом Гайдаем, являющимся также режиссером- постановщиком фильма. Возродив жанр эксцентрической комедии («Жених с того света», «Пес Барбос и необычный кросс», «Самогонщики», «Деловые люди», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев»), Л. Гайдай зарекомендовал себя талантливым мастером юмора и сатиры, способным рассмешить самого унылого человека.

Каждая комедия его — это обилие прекрасных актерских работ. И успех гайдаевских фильмов по праву разделяют с постановщиком исполнители ролей. Сам режиссер считает, что «в хорошей комедии могут сниматься только серьезные актеры, в этом парадоксальная прихотливость своенравной музы комедии».

Кто же играет в его новом фильме, в титрах обозначенном как «не научно- фантастическая, музыкально-эксцентрическая цветная комедия»? Во-первых, Юрий Яковлев. О разнообразии амплуа этого актера говорит изящный юмор его персонажей в фильмах «Гусарская баллада», «Король Олень», «Легкая жизнь», высокий драматизм в картинах «Идиот» и «Необыкновенное лето», героизм образа интеллектуального и волевого чекиста в «Крахе», обнажение звериной сущности злого беспощадного немецкого офицера в «Русском лесе» и т. п. В новой картине Ю. Яковлев играет две совершенно противоположные по рисунку и характеру роли — царя Ивана Грозного и управдома Буншу.

В паре с Ю. Яковлевым выступает здесь Леонид Куравлев. Режиссер Г. Панфилов, работавший с этим актером над фильмом «Начало», писал: «Я очень люблю Куравлева. Считаю его удивительным, одаренным человеком. Он интересен, самобытен. Он народен. Что бы в жизни он ни рассказывал — это всегда смешно: он заражает своей природой. Он, как Василий Теркин, воплощает в своей личности многое. И если бы снять фильмы «Куравлев — собеседник», «Куравлев — дома», это было бы очень интересно». Критики называют Куравлева первым актером непредвиденных возможностей.

Действительно, каждая его очередная работа — новый законченный образ, который, кажется, невозможно представить в ином исполнении. Назовем хотя бы некоторые из них. Добрый и неустроенный Серафим («Любовь Серафима Фролова»), прямодушный Степан, за две недели до окончания срока бежавший из заключения только для того, что­бы вдохнуть родные запахи деревенской земли («Ваш сын и брат»), беспутный ребячливый «Пирамидон» — шофер Пашка Колокольников («Живет такой парень»), примитивный и жалкий Шурка Балаганов («Золотой теленок»), печальный и растерянный Корнеев («Время, вперед!»). Юмор Куравлева можно назвать лирическим, но своей последней актерской работой он опровергает такое ограничение. Его Жорж Милославский — сочно отрицательный персонаж, мелкий жулик с полным набором приблатненных шуточек и соответствующей жестикуляции. Удивительный фильм, но таковых уже очень сложно найти, так как в век интернета, молодые люди предпочитают смотреть сериалы онлайн.

Комментарии запрещены.

Часы - символ стиля
Последние публикации