Такой же замечательной в техническом и функциональном плане, как и «Фрики», является коллекция вечных календарей «Улисс Нарден». Первой моделью, представленной во все том же 1996 г., когда задумывался инновационный турбийон, стала «GMT Перпечуал» (GMT Perpetual), которая решила многие проблемы в работе этого классического часового усложнения. В то время уже существовал вечный календарь из коллекции «Да Винчи», разработанный Куртом Клаусом из IWC, где все показания вечника удалось синхронизировать, однако нерешенной оставалась проблема перевода на более ранние даты — в этом случае механизм отказывался работать, если не остановить основной ход часов.
И вот с этой сложностью также удачно поборолся часовой гений Людвиг Охслин, который радикально изменил сам механизм вечного календаря — с рычажной передачи на колесную, планетарную. Вдохновение к часовщику пришло от его прежних занятий реставрацией: в частности, Охслин восстанавливал часы герцогини Пармы и Пьяченцы Доротеи Фарнезе, хранящиеся в Ватикане.
Эти уникальные маятниковые часы 1725 г. обладали астрономическими функциями, они показывали расположение Земли и Солнца, а также фазы Луны.
С 1978 г. они были в ветхом состоянии, а какая-либо документация об их механизме отсутствовала. Поэтому Охслину пришлось применить все свои познания в археологии и математике, провести исследования, попутешествовать по Европе в поисках и анализе аналогичных моделей, а также вывести новую математическую формулу, описывающую функционирование отреставрированных часов Фарнезе.
В результате этой работы мастер собрал три тома документации, хранящейся в библиотеке Ватикана, а также в его мастерской в Люцерне.
Результатом этой работы в отношении вечных календарей стало применение отмеченной Людвигом в часах Фарнезе планетарной передачи — системы колес разного размера, в которой меньшие колеса-сателлиты вращаются вокруг крупных, «солнечных».
Эта система и позволила решить доселе неподатливую проблему синхронизации механизма при переводе времени назад — в отличие от рычагов колеса вращаются в обе стороны, поэтому такой вечный календарь можно свободно переводить на сутки вперед и назад. При этом в «улиссовских» часах управление вечным календарем проходит синхронно с основным механизмом, показания которого меняются в унисон с усложнением.
Есть еще один важный нюанс в устройстве вечников «Улисс Нарден»: так как в них день недели устанавливается независимо от даты, то эти модели не затронет «проблема 2100 г.», когда по календарю будет високосный год, но лишний день в феврале не прибавится.
Циферблат новых Bolack Того частично открыт, так как в нижней его части можно видеть диски, обслуживающие функцию даты. 43-миллиметровый корпус часов изготовлен из золота Обладателям аналогичных усложнений других компаний придется отправлять свои часы в сервис-центры для синхронизации дня недели и даты, а вот обладатели «Улиссов» смогут сделать это дома.
Переосмыслению подверглось и визуальное оформление вечного календаря.
Будучи большим противником «захламления» циферблата множеством разнокалиберных счетчиков, Рольф Шнидер постановил вывести всю информацию в нескольких окошках, которые бы сделали чтение показаний календаря максимально простым, ясным и четким.
Эта разработка легла в основу как «GMT Перпечуал», так и последующих моделей коллекции. Практически во всех них вечный календарь сочетается с функцией второго часового пояса, и кнопки коррекции данных расположены на «четырех и восьми часах».
Но облик вечные календари принимали самый разнообразный — это и классические «GMT + Перпечуал» на кожаных ремешках и браслетах, и дизайнерские «Квадрато Перпечуал» с ретро-корпусами, и радикально спортивные дайверские «Аква Перпечуал». Последним обновлением коллекции вечных календарей являются харизматичные модели «Эль Торо» (Е1 Того) и «Блэк Торо» (Black Того) с позаимствованными у фирменных хронометров ушками, кожаными или каучуковыми ремешками и технологичным декором циферблата «Женевские полосы» (С res de Genve).
В новинке 2013 г. «Блэк Торо» эта технологичность, выраженная еще и в титановых вставках на ремешке, сочетается с роскошью 18-каратного розового золота, из которого изготовлен корпус часов.