Monblanc. Восхождение к вершинеЖером Ламбер, энергичный глава компании «Жежер-ЛеКультр» (Jaeger-LeCoultre), меньше года назад возглавил компанию «Монблан» (Montblanc), один из столпов группы «Ришмон». Наблюдая в течение последнего десятилетия за тем, с какими энтузиазмом, энергией и выдумкой он руководил процессом преображения «ЛеКультра», я был заранее уверен в том, что он найдет, чем удивить нас и на новом посту.

Основной вопрос состоял в том, достаточно ли у него было времени: процесс разработки новых часов планируется загодя, некоторые вещи решаются стратегически, за десять лет. Разумеется, было мало шансов на то, чтобы состоялся полный перезапуск часового направления «Монблана», ничего не предвещало такого развития событий.

И в то же время было абсолютно понятно, что изменения будут, и изменения будут кардинальными, так как самое общее впечатление от представленных на салоне SIHH новинок было печальным — не оттого, что часы были плохи, а от явного несоответствия масштаба бизнеса «Монблана» в структуре группы «Ришмон» относительно новых разработок.

Было ощущение того, что «Монблан» мельчает, и назначение Ламбера было воспринято мною как шанс этой марке обрести величие не то чтобы положенное ей (такие вещи не назначаются по чьему-либо хотению), но по меньшей мере ожидаемое.

И, думается, Жером Ламбер — лучшее, что могло бы случиться с «Монбланом» в этом смысле. Теперь, после того, как я раскрыл причины, по которым ожидал грядущих перемен, давайте посмотрим, имели ли место эти перемены на самом деле.

Чтобы не тянуть с выводами, скажу сразу: да, имели.

Разумеется, изменилось далеко не все, это было бы почти невозможно за то время, когда Ламбер возглавляет марку, да и не нужно было менять все: чтобы понять это, достаточно вспомнить, какие из часов «Монблана» были самыми копируемыми за последнее время.

Это был не «рьёссек» и не «минерва» (при всем уважении), это был «таймуокер». Эти часы подделывают китайцы, дизайн стараются аккуратно имитировать некоторые швейцарские часовые марки, из чего, как минимум, можно сделать вывод: а ведь что-то такое в часах есть, что привлекает клиентов и, следовательно, производителей подделок…

Следующий вывод: в часовой коллекции «Монблана» не хватает часов технически-суховатых, солидных.

И самое заметное изменение — новая коллекция «Майстерштюк Херитидж» (Meisterstuck Heritage), выпущенная к 90-летию выпуска легендарных монблановских перьевых ручек «Майстерштюк-149», — восполняет, на мой взгляд, именно этот пробел. В коллекции «Монблана» было предостаточно хронографов самого разного уровня исполнения от массовых на «вальжу» до эстетских супердорогих минервовских, плюс еще несколько заоблачно дорогих турбийонов.

Теперь благодаря «Майстерштюк Херитидж» в коллекции появился автоматический вечный календарь, на который, кстати, назначена весьма привлекательная цена. Также в серии «Майстерштюк Херитидж» есть хронограф Montblanc Meisterstuck Heritage Pulsograph, оснащенный высококлассным минервовским хронографическим калибром MB М13.21, и его цена также очень привлекательна для часов столь высокого уровня исполнения.

И, честно говоря, это первый хронограф «Монблан» с механизмом «Минерва Вильре» (Minerva Villeret), который меня устраивает на сто процентов. Вот то, чего, как представляется, не хватало Жерому Ламбе-ру в «ЛекКультре»: высококлассных хронографов классической конструкции с ручным заводом, боковым сцеплением и колонным колесом.

У «Монблана» за все эти годы, что «Минерва» работает в его составе, оформилась репутация производителя высококлассных хронографов: современные хронографы «Минервы» совершенно заслуженно считаются одними из самых лучших по эстетике. Выше можно ранжировать разве что ланговские «датографы», да еще «патеки» — по конструкции, эстетике, но никак по размерам — уж больно они крохотные, в особенности шедевральный сплит-хронограф 5959, а минервовские шестнадцати — да и тринадцатилинейные калибры просто всем хороши.

Признаки второго серьезного шага в развитии часовой коллекции «Монблана» видятся в новых часах «Тайм-Уокер Хронограф 100» (TimeWalker Chronograph 100), прототип которых — к сожалению, на тот момент нефункционирующий — был представлен на SIHH-2014. По сути, это несколько упрощенный вариант концептуального хронографа TimeWriter II Chronographe Bi-Frequence 1000, представленного «Монбланом» несколько лет назад.

Хитроумное устройство механизма этих часов, позволяющее измерять тысячные доли секунды, было исключено, и в этом шаге есть разумное зерно: во-первых, теперь механизм MB М66.25 стал проще, следовательно, надежнее и дешевле в производстве («тысячник» стоил примерно треть миллиона долларов, «сотый» — в четыре с половиной раза дешевле), во-вторых, не нужно всякий раз объяснять сущность трюка, благодаря которому механизм с балансом, делающим полуколебание за сотую долю секунды, способен измерить тысячную долю секунды. Трюк законный, но объяснять всякий раз все равно нужно.

Большой, выглядящий очень массивным, но таковым не являющийся (титан, сталь и углепластик) корпус часов как будто открывает перед «Монбланом» новую эстетику, и, что очень важно, эта эстетика находится в русле того изменения стилистики, что демонстрирует нам коллекция «Майстерштюк Херитидж».

При этом остается неприкосновенным то, что можно считать самым ценным наследием марки — собственным стилем высококлассных хронографических механизмов. Механизм MB М66.25 сконструирован по тем же лекалам, что и классические калибры «Минервы», чтобы понять это, просто взгляните на фотографию: типично минервовские чувственные формы деталей — как будто это не механизм, но дизайнерская разработка на тему «воплощение авангарда механики традиционными дизайнерскими средствами».

Здесь можно остановиться на, думаю, ставшей очевидной для многих аналогии некоторых аспектов современной коллекции «ЛеКультра» и новинок «Монблана».

Действительно, в циферблатах часов коллекции «Майстерштюк Херитидж» есть что-то от «мастеров», в корпусах — от «дуометров», в «ТаймУокере 100» легко можно найти схожесть с «экстрим лэбом»…

Понятно, что, находясь в состоянии таймаута, Жером Ламбер пользуется своими профессиональными навыками и делает то, что, как он знает из собственного опыта в «ЛеКультре», хорошо работает. В своем интервью Жером Ламбер закрыл эту тему, сказав, что превращать «Монблан» во второй «Жежер-ЛеКультр» он не собирается.

И я уверен, что в будущем часовая коллекция «Монблана» скорректирует курс, и вопросы об аналогиях отпадут сами собой. На SIHH-2014 были представлены новинки и из других коллекций, в которых я еще не углядел признаков вмешательства Ламбера (что, впрочем, отнюдь не делает часы плохими).

Появился новый необычно выглядящий вариант автоматического «рьёссека» «Хомидж ту Николя Рьёссек» (Homage to Nicolas Rieussec).

На мой вкус, изменение стиля этим часам к лицу: циферблат стал более строгим, лаконичным, к тому же его обогатили новым современным истинно часовым фокусом — фон циферблата и люминофор, которым выполнены часовые метки, по цвету совпадают, и при дневном освещении меток не видно, зато если взглянуть на часы в темноте, часовые метки будут ярко сиять вместе с часовой и минутной стрелками. Также появилась впечатляющая новинка в коллекции Villeret, это «Вильре 1858 ЭкзоТурбийон Раттрапант» (Villeret 1858 ExoTourbillon Rattrapante), первый сплит-хронограф и турбийон в современной коллекции «Монблана».

И фирменный монблановский турбийон с огромным балансом под фирменным как будто переплетенным мостом, и механизм сплит-хронографа выполнены на характерном для коллекции высочайшем уровне и потому предлагают настоящее удовольствие для глаз.

К сожалению, циферблат стиля «регулятор» с центральной минутной стрелкой и часовой, перенесенной на дополнительный циферблат внизу, — это не для меня, это на любителя. На мой вкус, все перестановки стрелок (а часовая, плюс ко всему, еще продублирована стрелкой «второго времени») вносят ненужную сумятицу в циферблат, что мешает четкому восприятию красоты великолепной минервовской механики.

Но, повторяю, это мое личное мнение. 1. Meisterstuck Heritage Perpetual Calendar, розовое золото, диаметр 39 мм, толщина 10,2 мм, механизм с автоматическим заводом 2. Meisterstuck Heritage Pulsograph, розовое золото, диаметр 41 мм, толщина 11,8 мм. Калибр MB М13.21 с ручным заводом.

Лимитированная серия из 90 экземпляров

Комментарии запрещены.

Часы - символ стиля
Последние публикации