Относительно новыми декоративными техниками для часового искусства являются японская лаковая миниатюра уруши и ее разновидность маки-е. История этого традиционного японского мастерства насчитывает шесть тысяч лет. В стране восходящего солнца его издавна используют для украшения посуды, шкатулок и других предметов быта. Кроме того, в технике уруши создавали предметы роскоши для императорской фамилии и японской аристократии.
Главный секрет техники уруши — одноименный натуральный лак, который делают из сока лакового дерева, произрастающего только в Китае и Японии. Раз в год одно лаковое дерево дает небольшой урожай (200-250 мл сока), который затем необходимо выдержать в течение трех-пяти лет, чтобы получить лак необходимой консистенции.
Лак уруши обладает уникальными характеристиками: он очень прочный и в то же время эластичный, не реагирует на растворители и кислоты (в т. ч. царскую водку).
Для придания определенного цвета лаку уруши в него добавляют различные ингредиенты — как правило, тоже натурального происхождения, например, рисовую или деревянную пудру, вулканическую пыль, окиси металлов.
Технология маки-е предполагает нанесение поверх незастывшего лака уруши (по контуру рисунка) золотой или серебряной пудры, которая придает миниатюре красивое мерцание и рельефность.
Иногда для создания дополнительных оттенков и текстур используют медь, латунь, алюминий, платину, олово и другие сплавы.
Техника уруши в чем-то похожа на эмалирование. После нанесения каждого слоя лака заготовку помещают в специальный контейнер «фуро», в котором она высыхает в течение суток при постоянных температуре 27 °С и влажности 68%. «Фуро» также обеспечивает крайне необходимое условие для уруши — отсутствие пыли в процессе высыхания лака.
Когда-то давно с этой целью лаковые изделия уруши вывозили на плотах в море. Для нанесения контуров рисунка и цветной пудры мастера-урушисты используют тончайшие кисти, бамбуковые палочки и металлические резцы, а для полировки — специальную японскую бумагу.
Завершают миниатюру уруши несколько слоев прозрачного лака.