Vacheron Constantin. Тонкое искусство делать скелетные часыПостепенно в последнее время сложилась новая необычная. А ситуация со скелетными часами, эстетским, изысканно-красивым направлением традиционного часового дела, как воплощающим художественный вкус изготовившего часы мастера, так и подтверждающим вкус купившего часы человека.

Тонкое искусство делать скелетные часы фактически разделилось на два течения, и этим мы обязаны приходом в часовое дело металлообрабатывающих станков с компьютерным управлением.

Первое течение, которое теперь уже без экскурсов в историю можно назвать традиционным, подразумевает ручную работу с деталями механизма: это изготовление из заготовок ажурных деталей, выравнивание, шлифовка, полировка, гравировка и наконец, при необходимости, декорирование (например, драгоценными камнями или эмалью). Второе течение, современное, немыслимое без применения управляемой компьютерами техники, позволяет вообще обойтись без ручного труда, в том числе и при окончательной отделке деталей — например, при снятии и полировке фасок.

Необычность же ситуации со скелетными часами состоит в том, что, как правило, те скелетные часы, что изготовлены по современным лекалам, современно же и выглядят — стильно, динамично, в достаточной степени технически-жестко, а традиционные ажурные скелетные часы преимущественно воспринимаются как нечто старомодное, пусть и очень милое.

Тут нет ничего драматичного, просто так сложилась ситуация. Противоречие еще больше подогревается тем, что современные технологии значительно более дешевы, и я не раз высказывал предположение, что изготовленные таким способом скелетные часы не должны значительно отличаться по стоимости от простых, нескелетных (увы, очень часто наблюдается обратное).

Кто-то просто обязан был заступиться за традиционные ценности в тонком искусстве изготовления скелетных часов, и пустующее место в авангарде первого, наиболее солидного, содержательного течения, заняла фирма «Вашерон Константин» (Vacheron Constantin), это стало для меня очевидно по итогам женевского SIHH.

Что требовалось сделать?

И много, и мало.

Мало в том смысле, что в искусстве скелетных часов не требуется ничего изобретать, все уже давно изобретено.

Много и трудно работать следовало над тем чтобы придумать более современный, убедительный и нескучный способ преподнести старинное ремесло, по-новому выявив его сильные стороны.

Если в двух словах — требовался новый дизайн. И всю эту работу нужно было грамотно преподнести.

Вот эту партию мастерски разыграли в «Вашероне»: скелетные часы были названы главной темой марки на женевском салоне этого года, и «Вашерон» выступил с новинками во всех важных со стратегической точки зрения коллекциях: мужской «классике» (затронуто также ювелирное направление), сложных механических часах и женских декоративных. Пожалуй, в последнее время лишь «Вашерон» привлекает наше внимание к тому, что скелетные часы и часы декоративные — это важнейшее направление современного часового дела.

«Вашерону» в последнее время очень удаются серийные релизы, достаточно вспомнить хотя бы коллекцию к 250-летию, «маски», «японский лак»… Поэтому обзор новинок салона стоит начать именно с серии «Метье д’Ар Ме-каник Ажурэ» (Metiers о Art Mecaniques Ajourees), в которую вошли три модели мужских часов с корпусами из белого золота плюс еще одна ювелирная с корпусом, украшенным багетными бриллиантами.

Часы выглядят необычайно привлекательно — попробуем разобраться, почему. При первом же взгляде на циферблат обращаешь внимание на внешнее скелетное кольцо с римскими цифрами часовых меток: мне представляется, что именно оно задает здесь тон. Даже без подсказки становится понятно, где в «Вашероне» искали источник вдохновения — очевидно, это эстетика эпохи индустриальной, и «Вашерон» больше других имеет право черпать оттуда, так как фирма родилась задолго до того времени и продолжает прекрасно себя чувствовать в постиндустриальные времена.

Индустриальная архитектура, без малейшего намека на стимпанк, хрустально-чистая и воздушная — вот какие аналогии приходят в голову.

Чтобы воплотить эту картину, гравировщикам потребовалось несколько изменить традиционную технологию скелетонирования, когда первым делом мастер берет в руки лобзик и начинает делать пропилы, убирая лишний материал.

В работе над часами «Меканик Ажурэ» сначала все контуры проходились штихелем, что позволяло уже на первой стадии создать объемную структуру детали, потом по углублениям велся пропил лобзиком, дальше все шло согласно традиционной технике.

Последней стадией работы над деталями была гравировка, которая в известной степени дает нам почувствовать прикосновение к другой эпохе — началу XX в., отмеченному кубизмом в живописи и ар-деко в декоративном искусстве.

В такой же манере гравирована и оборотная сторона механизма, особенно приятно отметить тот факт, что все надписи на механизме, включая служебные (например, серийный номер часов), выполнены вручную в свободной манере.

В нынешние времена, когда гравировка все в большей степени препоручается фрезерным станкам с ЧПУ и лазерам (популярная во второй половине XIX в. штамповка постепенно сходит на нет), свободная ручная гравировка высокого уровня исполнения превращается в признак настоящего шика.

1. Калибр 2260 SQ (PatrimonyTraditionnelle 14-day Tourbillon Openworked). Ручной завод, диаметр 29.1 мм, толщина 6,8 мм, частота баланса 18 000 пк/ч, 231 деталь, 31 камень, запас хода 336 часов 2. Сборка калибра 2260 SQ (Patrimony Traditionnelle 14-day Tourbillon Openworked) 3. Patrimony Traditionnelle 14-day Tourbillon Openworked, платина, диаметр 42 мм, толщина 12.2 мм. Калибр 2260 SQ с ручным заводом.

Женевское клеймо Еще одна небольшая шикарная деталь декора часов «Меканик Ажурэ» — это установленное под скелетными римскими цифрами кольцо, на которое нанесена эмаль: синяя, черная или серая.

Мне эта деталь нравится вот чем: она не очень заметна, поэтому совершено спокойно можно было бы обойтись без нее, и часы, в общем-то, не стали бы от этого хуже. Но в «Вашероне» пошли на затраты времени, сил и труда мастера по эмали, чтобы дополнить механизм этой деталью, вносящей еще больше объема, а объем — это именно то, чего остро не хватало «старорежимным» скелетным часам.

Последнее, что обязательно нужно упомянуть в разговоре о серии «Меканик Ажурэ» — великолепные пропорции корпуса: при 40-миллиметровом диаметре его толщина составляет всего 7,5 мм. Носить такие часы — настоящее наслаждение.

Скелетные сложные часы — давняя специализация «Вашерон Константина», и в этом году были представлены два новых скелетонизированных турбийона, выполненных в одном стиле с часами серии «Метье дАр Меканик Ажурэ».

«Мальтийский Турбийон» (Malte Tourbillon Openworked) — первый скелетный турбийон, появившийся в обновленной в 2012 г. коллекции «Мальта», и стоит обратить внимание на то, что в этой модели, как и во всех других скелетных часах «Вашерон Константин» этого года, установлено внешнее кольцо циферблата с подробной шкалой времени — по этим часам удобно определять, который час, ведь в традиционных скелетных часах зачастую этому обстоятельству не придавалось значения.

При взгляде на скелетный «Мальтийский Турбийон», а также на другую новинку — скелетный турбийон «Патримони Традисьонель» (Patrimony Traditionnelle 14-Day Tourbillon Openworked) с двухнедельным заводом понимаешь, что филигранная каретка турбийона только выигрывает от соседства с другими ажурными деталями механизма. Оба турбийона предлагаются в платиновых корпусах.

Белое золото, 36,7×47,6 мм, толщина 9,1 мм. Калибр 4400 AS с ручным заводом.

Женевское клеймо Своего рода группу поддержки скелетных часов составляют две новинки коллекции «Вашерон Константина».

Первая — это Malte Tourbillon Collection Excellence Platine, новый турбийон серии Collection Excellence Platine, запущенной «Вашероном» в 2006 г. Все часы этой серии предлагаются в платиновых корпусах и, кроме того, оснащаются платиновыми циферблатами, о чем уже по традиции говорит имеющаяся на циферблате скромная отметка Pt950.

Вторая новинка также принадлежит коллекции «Мальта» — это тонкие классические часы с ручным заводом и корпусом белого золота.

Комментарии запрещены.

Часы - символ стиля
Последние публикации